Блог

Куда инвестировать: лояльность или вовлеченность

Спрос на вовлеченность в последнее время значительно вырос. Повысить вовлеченность хотят большие и маленькие компании. И это не удивительно, ведь без вовлеченности сотрудников нет вовлеченности команды, что затрудняет улучшение бизнес-результатов. Согласно исследованию Gallup компании с высокой вовлеченностью демонстрируют на 43% ниже текучесть кадров, на 18% выше производительность и на 23% выше прибыль.

 Вовлеченность легко перепутать с лояльностью. Давайте разберемся.

Великая социальная ценность


Лояльность бывает кому-то или чему-то. Это приверженность организации или человеку. Ее зарабатывают, проявляя взаимную лояльность к своим сотрудникам. Давая понять, что вы заботитесь о них, работаете вместе с ними и останетесь с ними в трудной ситуации. Лояльность так же можно получить в ответ на материальные блага – зарплату, премию, оплату бензина и такси, плюшки и кофе на кухнях. 

В обмен лояльные сотрудники реже увольняются, готовы прощать организации или босу всякие причуды, типа поздних совещаний и необоснованных авралов, входить в положение, ожидая годами изменения ситуации на рынке и обещанного повышения зарплаты. Что ж, лояльность – это великая социальная ценность, и, конечно, имеет смысл трудиться ради нее. Или, может быть, не стоит этого делать?



Люди, остающиеся на тонущем корабле, больше похожи на имеющих проблему привязанности. Сотрудники, остающиеся на низкооплачиваемых или малопочтенных должностях из лояльности – это, возможно, просто нездоровые отношения. Нельзя сказать, что лояльность приведет к эффективности, результативности и прогрессу бизнеса. Итак, что же тогда приведет? Вовлеченность!

Готовность вкладываться в достижение целей команды


В то время как лояльность относится к удовлетворенности сотрудника, а также к идентификации с организацией, вовлеченность сотрудников идет еще дальше и предполагает, что сотрудник предпринимает самостоятельные усилия для достижения целей организации. Если лояльность - степень эмоциональной привязанности сотрудников к организации или босу, то вовлеченность — это степень увлеченности сотрудников тем, что они делают, своей работой, и готовность вкладываться в достижение целей организации. 

Повысить лояльность просто, особенно если есть бюджет и эмпатия. Добиться вовлеченности сложнее, для этого как минимум необходимо:

  • иметь ясную вовлекающую цель (миссию) организации и ее декомпозицию на цели структурных подразделений и команд

Недавно на стратегической сессии ИТ подразделения крупной российской компании мы обсуждали задачи, которые стоят перед командами. В ходе обсуждения возникло предложение сформулировать миссию. Руководитель поддержал, и вскоре возникла формулировка "мы хотим стать лучшей ИТ командой в России". Когда такая формулировка была принята, энергия и воодушевление в аудитории сильно поднялись, люди стали активнее предлагать новые проекты, обсуждение пошло живее, появились новые идеи, которых раньше не было.

  • знать потребности своих сотрудников

Это не просто, не каждый человек сам знает свои потребности, то есть нужен осознанный коллектив или над этим придется работать отдельно. Каждый сотрудник, которого вы хотите вовлечь должен понимать, какой вклад он вносит в достижение большой цели организации и команды, и как этот вклад коррелирует с его личными потребностями

  • иметь прогрессивную систему управления: практику создания межфункциональных рабочих групп, обмена опытом, горизонтальных коммуникаций

Ненужные задачи замедляют процессы и могут стоить вашему бизнесу дохода. Более того, это демотивирует сотрудников. Утомительные дополнительные действия побуждают их включать круиз-контроль, что, по сути, означает, что они не занимаются своей работой.

  • демонстрировать заинтересованность в результатах труда сотрудников и справедливо их вознаграждать

  • проводить прозрачную коммуникацию о том, что происходит в организации и как текущие краткосрочные цели способствуют достижению долгосрочных.

Если планы изменились или существенные события способные оказать влияния на компанию произошли во внешней среде, не ждите, когда пойдут слухи, и возможные последствия произошедшего станут предметом споров на кухне. Людям свойственно домысливать негативные сценарии развития ситуации. Объясните что меняется, как повлияет на бизнес и коллектив. Определенность создаст у сотрудников ощущение безопасности и контроля за происходящим.

Кому нужна лояльность, а кому – вовлеченность?


Лояльность легче поддерживать, поскольку она индифферентна цели. Если цель организации сильно изменилась, а плюшки на кухне остались, то коллектив имеет шансы сохранить лояльность, а вот над вовлеченностью придется поработать.

Не все люди готовы быть лояльны и не всех можно вовлечь. Более того, в зависимости от стоящих задач и разных категорий сотрудников организации требуются разные инструменты. 

Тоталитарные режимы и «красные» компании (по спиральной динамике Стива Грейвза), например, не имеющие возможности позволить себе прозрачность и склонные к манипуляции при постановке целей, в большей степени полагаются на лояльность персонала. В то время как в бирюзовых компаниях просто нет сотрудников, которые могут работать не вовлекаясь.

Лояльность может быть следствием вовлеченности, а иногда и вовлеченность - лояльности. Если вы планируете программу по повышению вовлеченности, то необходимо определиться, какие категории сотрудников необходимо вовлечь в первую очередь, а на каких участках организации лояльности будет достаточно.