Блог

И швец, и жнец: 6 ролей руководителя при проведении стратегической сессии

Наиболее важная стратегическая задача, с которой сталкиваются сейчас организации, — решение адаптивных проблем. Это понятие впервые ввел Рональд Хейфец. Такие проблемы запутаны и бессрочны. Они связаны с изменением поведения сотрудников. Решая их, бывает трудно сформулировать вопрос. Для топ-менеджера справиться с адаптивными проблемами в одиночку почти невозможно. Эти глубокие трансформации требуют объединения различных мнений, синтеза новых идей.

Один из проверенных инструментов для этого — командные стратегические сессии. Во время них сотрудники создают видение будущего организации. В повестку включают масштабные вопросы, которые невозможно решить в рамках одного отдела. Например, компании проводят такие сессии для подведения результатов года, разработки стратегии изменений и определения векторов развития на следующий год. При этом фигура руководителя — ключевая в подготовке и проведении такой встречи. Ведь организация – это проекция ее лидера. Он должен совмещать 6 ролей.

  1. Заказчик
Именно руководитель ставит цель и техническое задание на стратсессию. Ведь он обладает стратегическим видением и понимает, в какую сторону необходимо вести компанию и куда нужно сейчас направить творческую и креативную силу команды.

2. Спонсор 
Лидер понимает ценность и важность сессии, и в его полномочиях освободить на два-три дня управленческую команду от операционных забот, чтобы полностью сконцентрироваться на стратегии. Он же решает вопрос выделения бюджета.

3. Гарант безопасности
От руководителя на 100% зависит то, насколько команда будет эффективна и смогут ли сотрудники раскрыть свой творческий потенциал. Безусловно, коуч выступает модератором и формирует пространство доверия и безопасности на сессии. Но если директор осаживает и прессингует за новые или «не подходящие» идеи, то участники «закроются» и будут говорить в одобряемом формате, а креативного результата достичь не получится.  Если лидер не готов дать своей команде карт-бланш на созидание, не может перестать полностью контролировать процесс или не считает сотрудников способными предложить инновационные идеи, то стратегическая сессия ему и компании пока не нужна.  

4. Мудрец
Стратегическая сессия организована так, что сначала команде нужно позволить «выгрузить» из себя негатив, поделиться своими переживаниями о существующих несовершенствах в компании. Руководитель должен быть к этому готов. Ему нужно слушать, слышать и реагировать спокойно и мудро. Обычно болевые точки выявляются еще при подготовке, и руководитель с коучем заранее оговаривают возможные сценарии. Задача руководителя — дать команде выговориться, а затем вместе с участниками сессии решить, что делать с этой информацией. Не «залипать» на ней, а идти дальше, в создание завтрашнего дня. 

5. Соведущий
Заказчик заранее согласовывает предварительный сценарий сессии с модераторами, не конкурирует с ними, а поддерживает. Во время самой встречи для руководителя важно довериться команде, дать ей разрешение и возможность «побурлить» и создать новый результат. 

6. И, наконец, руководитель – это тот, кто следит за тем, как выполняются принятые решения. 

Часто бывает, что сессия прошла бодро, но все идеи так и остались на бумаге, тогда как в работе ничего не изменилось. Это способно подорвать доверие сотрудников к лидеру. Только руководитель может взять на себя роль проводника изменений: сформировать рабочие группы, которые продумают тактику внедрения нового видения и соответствующие операционные активности, поставить сроки и проконтролировать результат. Также на нем лежит ответственность за реализацию стратегии. 

Согласно McKinsey, успешные компании пересматривают стратегические инициативы в среднем в 4 раза чаще, чем их менее успешные конкуренты. Поэтому важно проводить стратсессии регулярно, в рамках долгосрочных программ. Это позволит команде отследить прогресс, учесть ошибки, выработать новые подходы и присвоить себе результаты.

Это авторский конспект статьи, полный вариант опубликован в РБК Про.
Стратегическая сессия