Блог

Чем опасны сотрудники-выскочки и как с ними работать — откровения руководителей

Излишне активные работники встречаются практически в каждом коллективе. Выскочки постоянно предлагают идеи, даже когда их об этом не просят. «Секрет фирмы» вместе с экспертами разобрался, как работать с сотрудниками-выскочками.

Статистика говорит, что 49% всех конфликтов на работе происходит из-за личностных взаимоотношений и затронутого эго. И выскочки — это одни из тех сотрудников, кто чаще всего провоцирует коллег, подвергая сомнению их компетентность в рабочих вопросах.

Амбициозный и чрезмерно инициативный сотрудник часто настолько уверен в себе, что раздаёт «ценные» указания, только поверхностно изучив проект.

Дарья Коробова, управляющий партнёр компании Teamsonance, член Международной федерации коучинга:

Каждый руководитель в своей практике имел случай, когда какой-нибудь не в меру рьяный сотрудник вмешивался в проект, не зная общей стратегии и не видя всей картины. Это редко шло на пользу компании. А если выскочка делал что-то, не согласовав с руководителем, то могло и сильно повредить проекту.

В моей практике были два типа сотрудников-выскочек:.

  1. «Хотел как лучше — получилось как всегда»
Чаще всего это молодые, неопытные сотрудники или просто новые специалисты в компании, которым ещё не хватает квалификации и знаний о внутренних процессах. Они замотивированы на работу, стараются изо всех сил, жаждут развития и высоких результатов. И в то же время такие сотрудники иногда откровенно «лажают» из-за излишней старательности.

К первому типу могут относиться и очень ценные и перспективные кадры, которые в силу неопытности не понимают общую стратегию и не видят, что их инициативы мешают целям компании.

В моей практике были яркие примеры таких выскочек. Слишком старательный исполнитель, желая обеспечить налогового инспектора как можно более полной информацией, раскрыл конфиденциальные коммерческие данные, не входившие в область интересов налоговой и в план проверки. Компании пришлось провести переговоры с налоговыми инспекторами, чтобы зафиксировать, что данные нельзя разглашать. С сотрудником провели разъяснительную работу, а также организовали внеочередной внутренний тренинг. К счастью, специалист запомнил урок, стал более вдумчивым и в сложных случаях впредь консультировался с руководителем.

Был ещё случай, когда работник, желая как можно быстрее ответить важному клиенту, нечаянно переслал ему всю внутреннюю переписку. 

С такими выскочками не нужно бороться — их надо обучать. Проводить внутренние тренинги по политикам и процессам, максимально вовлекать в мероприятия и выделять опытного внутреннего ментора, который постепенно погрузит новичка во внутренние процессы и даст совет в нужный момент.

2. «Я сам лучше знаю, как надо»

Это, наоборот, очень опытные сотрудники и эксперты в своей теме, которые считают себя более умными и опытными, чем руководитель. Они работают по своему внутреннему плану и не согласовывают его со смежными департаментами или с руководителем, как будто соревнуясь за результат.

Один "звездный" коммерческий директор объединённой компании, не согласовав общую стратегию, провёл свою встречу с крупным клиентом за день до больших переговоров. В результате заказчик использовал эту внутреннюю раскоординированность в своих целях и потребовал обещанных ему условий на общей встрече. Из-за этого компании пришлось идти на уступки. С экспертом поговорили, снизили годовую премию и запретили общаться с клиентами один на один. И хоть его и перевели в интересный проект, где он мог использовать свой потенциал, выскочка перестал оцениваться как высокопотенциальный специалист для топ-менеджмента. Через некоторое время он покинул компанию.

В каких случаях сотрудника надо увольнять


Иногда выскочки из-за своей самоуверенности и импульсивности делают ошибки, которые наносят непоправимый вред компании. И в таких случаях всё, что может сделать руководитель, — это попрощаться с сотрудником.

У меня был сотрудник, который, несмотря на тренинги и разъяснения, несколько раз нарушил этический кодекс. Он опубликовал непроверенные данные о конкурентах, считая, что так он «помогает» своей компании. В результате приходилось отвечать на официальные претензии от профессиональной ассоциации, куда жаловались конкуренты. Разумеется, после такого сотрудника пришлось уволить.

Полный текст статьи опубликован в Секрете фирмы.