Блог

С прокрастинацией просто надо работать

Интервью для «Управление персоналом» управляющего партнера TeamSonance Дарьи Коробковой.
1. Начнем с Вас. Какие проблемы и вопросы вы иногда откладываете на потом? Как себе это объясняете?
Как и у многих, у меня бывают моменты прокрастинации. Обычно это происходит в двух случаях: или когда результат задачи очень важен для меня и хочется сделать все идеально и не допустить ошибки, или, наоборот, низкая мотивация и нет ответа на вопрос «зачем?» Главный секрет – осознать и принять такое состояние, а затем проанализировать причину и найти решение.
2.Зима в России, как давно известно, наступает внезапно. Какие "внезапные " проблемы обычно регулярно озадачивают наши компании, но они "не чешутся" и год за годом вляпываются в них?
Я бы отметила две «внезапные» проблемы: конец финансового года и его начало. В первом случае часто выясняется, что осталось 3 месяца, а, к примеру, план продаж выполнен сильно меньше 75%, деньги уже потратили, или, наоборот, денег слишком много, не успеем потратить, что неожиданно, и вновь наступило закрытие года, а многих закрывающих документов нет, надо опять делать сверки и проходить аудиты… В начале года может, к примеру, «неожиданно» выясниться, что бюджет еще не утвержден и приходится ждать, пока его утвердят, чтобы начать инвестировать в проекты. Утвердить могут иногда только к марту-апрелю, и проекты уже не успевают окупиться за год.
3. Нехватка рабочих - сегодня бич заводов и фабрик. Все как-то выкручиваются сегодня. У вас есть идеи как решить им эту проблему кардинально?
Кардинальное решение – это перевести производство туда, где есть рабочая сила, но такой вариант далеко не всегда целесообразен и возможен. К тому же он может привести к росту других затрат, например, на логистику.

Другим вариантом может быть работа над повышением имиджа рабочих профессий в целом и компании-работодателя, в частности: повышением лояльности и вовлеченности работников, улучшением условий и результатов труда. Ведь у этой проблемы две части – поиск новых сотрудников и удержание имеющихся. Здесь нужна программа согласованных мероприятий, составленная на основе результатов диагностики корпоративной культуры и интервью ключевых сотрудников, в которой активно участвует не только HR, но и руководители производственных и бизнес-подразделений. Ведь именно к ним приходят сотрудники и именно от них они уходят.
4. Топ менеджмент не может видеть все проблемы фирмы. Консультанты lean-технологий советуют поощрять персонал за выявление узких мест. Это может помочь компании?
Да, я считаю, что идеальная ситуация, когда сотрудник на своем рабочем месте каждый день критически проверяет бизнес-процессы на их актуальность. И если что-то перестает работать, «подкручивает» процесс сам или обсуждает с руководителем или ответственным коллегой.
Да, я считаю, что идеальная ситуация, когда сотрудник на своем рабочем месте каждый день критически проверяет бизнес-процессы на их актуальность. И если что-то перестает работать, «подкручивает» процесс сам или обсуждает с руководителем или ответственным коллегой.
Такая осознанность и инициативность людей требует и соответствующей корпоративной культуры: в ней есть место открытой коммуникации, поощрение инициативы, проактивности, креативности, есть понимание общей цели, признание вклада каждого, доверие, развитые кросс- функциональные коммуникации и современные лидерские технологии управления. Только тогда такое проактивное поведение для сотрудника безопасно, считается нормой и не становится причиной для конфликтов или конкуренции. Если корпоративная культура не пропагандирует открытую коммуникацию и выступать с «критикой» небезопасно, не стоит ждать от людей инициатив.
5. Как стоит просить у сотрудников компании выслушать вас по важному вопросу? Как убедить их не откладывать его решение?
Я стараюсь объяснить важность вопроса и его влияние на результат компании, показать риски задержки его решения. Если есть возможность оцифровать последствия – это всегда помогает ускорить решения вопроса. Я исхожу из позиции, что каждый человек в 99% случаев принимает решения из позитивного намерения, хочет поступить наилучшим образом в конкретном моменте и не хочет навредить ни себе, ни окружающим. А это значит, что если обращаться к здравому смыслу и доверительно давать полную информацию – всегда можно договориться.
6. Обучение персонала борьбе с прокрастинацией- делают ли это у нас? Поможет ли обучение?
Да, современные технологии обучения предлагают несколько вариантов работы с прокрастинацией. Своим клиентам я чаще всего предлагаю комбинированные программы, где сочетаю и «мягкие», и «твердые» навыки. Это может быть обучение методам планирования, целеполагания, управления фокусом внимания и также повышение осознанности, управление эмоциональным состоянием, работа с мышлением.
7. Гугл календарь, срм системы и др - почему цифровизация не решила кардинально вопрос прокрастинации?
Прокрастинация — это психологический феномен, с которым надо работать комплексно. Несмотря на то, что цифровые помощники очень помогают организовать расписание, без работы с мышлением тут не обойтись.
Интервью опубликовано в журнале «Управление персоналом» №33 2023 год
Дарья Коробкова, управляющий партнер консалтинговой компании TeamSonance.

Бизнес-тренер, ментор (CMA), коуч руководителей и команд ACC ICF, эксперт по внутренним бизнес-коммуникациям, управлению изменениями, стратегическому планированию, эффективности руководителей и команд. Топ-менеджер уровня CFO/COO с 20-летним управленческим опытом в международных и российских компаниях