Блог

Сепарация (или коучинг семейной компании)

Иногда мне приходиться слышать «у нас семейная компания» и обычно собеседник, характеризуя таким образом корпоративную культуру своей компании, представляет это как положительную характеристику. Коллеги, а Вы тоже считаете, что это хорошо?

Давайте разберемся, что такое семья. Семья – это безусловная любовь. Это безопасность - чтобы быть изгнанным из семьи надо совершить нечто по-настоящему ужасное. Зато в нее почти всегда можно вернуться в статусе блудного сына. Выход из семьи по собственной инициативе обычно рассматривается как негативный и даже немного безнравственный поступок. «Мне очень тяжело отпускать людей», - однажды сказал мне весьма состоявшийся руководитель «семейной» компании.


Ценность хорошей семьи – это внутренние отношения, поддержка членов в трудную минуту, принятие особенностей каждого. Вася – он у нас дурачок, но мы все равно его любим – наш ведь. А Люба опять перессорилась со всеми партнерами – надо, чтобы шеф с ней серьезно поговорил! Семья или родовая община (если компания большая) может эффективно противостоять внешнему врагу – мы стоим спина к спине, может быть надежным партнером. В ней комфортно и лояльность персонала в таких компаниях в среднем достаточно велика, а текучка кадров низкая.

Самая эффективная из команд, построенных по-семейному принципу, наверное, является мафия, однако, данная организация использует некоторые подходы, способы мотивации и управления, которые недоступны большинству компаний, оперирующих в правовом поле.

Семья – это традиции и устои. Семье трудно принимать новых членов, какие бы выдающиеся качества они не демонстрировали. Вообще все новое в большинстве случае воспринимается в семье, как внешняя угроза, которая по умолчанию вызывает сопротивление. Однако, если это новое признается, необходимым для сохранения целостности семьи, то оно может быть принято, но, в большинстве случаев, покалечено в процессе имплементации.

Отличный коучинговый способ посмотреть на узкие места таких команд, это предложить посмотреть на команду глазами внешних стейкхолдеров. «Как вы выглядите сейчас и как хотите выглядеть в глазах клиентов (ключевых, желанных, бывших), партнеров, сотрудников, конкурентов, в глазах рынка и сообщества профессионалов вашей отрасли?». Сразу становиться видно, чего не хватает. Часто, когда речь идет о семейных команды, хочется добавить такие, заметные внешнему наблюдателю, характеристики как «они супер профессионалы», «лучшие на рынке», «у них драйвово работать и можно много добиться», «хочу сотрудничать с ними», «они идут на шаг впереди». Следующий вопрос, которые мы задаем таким командам - «Что должно быть для Вас важным, чтобы стать именно такой командой». И тут сразу на первое место выходят ценности самореализации, амбиций, достигательства, соревнования и победы, а так-же (уже на следующем этапе) ценность обучения, принятия нового, интеграции во внешнюю среду.

Однако, команде, так-же как и отдельному человека, необходимо иметь внутри систему самосогласованных ценностей, чтобы избежать шизофрении. Поэтому добавляя новые ценности, от каких-то старых убеждений приходится отказаться, и тогда семья перестает быть семьей. Именно процесс отказа от того, что было важным раньше, но не дает двигаться вперед, делает процесс развития и перехода на новый уровень настолько болезненным. Но сепарация необходимый этап и его надо пройти, чтобы потом не было мучительно больно.

Командный коучинг Коучинг руководителей Корпоративная культура